Собор Святого Марка (Сан Марко) уникален по своему облику и интерьеру. В этой статье я подробно расскажу об фактах и особенностях, а также о деталях на которые обязательно стоит обратить внимание. Это достаточно сложная статья по количеству дат и фактов, но она точно заслуживает изучения.

Собор Святого Марка снаружи

До 1807 года бывшая часовней дожа, был собор Святого Марка (Basilica di San Marco) впервые упоминается в исторических хрониках в 829 году, когда мощи Святого Марка были привезены в Венецию из Александрии.

Современное здание, скопированное с церкви Апостолов в Константинополе, датируется 1063 годом.

В 1075 году дож издал закон, обязывающий все возвращающиеся корабли привозить что-то ценное для украшения базилики. Этот факт объясняет наличие в соборе Святого Марка более 500 колонн из редкого мрамора, порфира, алебастра и яшмы, привезенных с Востока.

Интерьер украшен 4 240 квадратными метрами золотых мозаик, в основном 12-го и 13-го веков.

Между 1500 и 1750 годами некоторые из старых секций были заменены «современными» мозаиками таких художников, как Тициан и Тинторетто. Мозаики, золотой алтарь, красивые часовни и сокровищница превратили собор Святого Марка в одно из самых любимых туристических достопримечательностей Италии.

Южный фасад собора Сан Марко

С 1503 года южный фасад был закрыт. До этого времени он служил в качестве входа со стороны венецианской лагуны. Но даже, несмотря на то, что большая часть южного фасада закрыта Дворцом дожей, его красота все равно привлекает внимание с Гранд-Канала.

Различные скульптуры и мозаики дополняют его богатую архитектуру. Наряду с двумя грифонами в первой арке, обратите внимание на византийскую мозаику Богородицы, с 13-го века, расположенную между арками верхнего этажа

Перед фасадом находятся две мраморные пилястры, Пилястри Акритани, покрытые великолепными барельефами 6-го века. Также как и сам мощи Святого Марка, пилястры были военным трофеем, вывезенные венецианцами в 1256 году из порта захваченного города Акра. Скульптура четырех тетрархов установлена на углу южного фасада и выполнена из порфира, предположительно в Египте в 4-м веке.

Северный фасад собора Сан Марко

Северный фасад выходит на пьяцетту Леончини (Piazzetta dei Leoncini). Здесь есть один единственный вход – Порта деи Фьори (Porta dei Fiori), «врата цветов», украшенный скульптурным изображением Рождества Христова 13-го века, обрамленным листвой, ангелами и пророками.

Два других барельефа изображают трон судьи (7 или 8 век) с шестью овцами по бокам (символизирующими Двенадцать Апостолов) и колесницу Александра Македонского (10 век), запряженную грифонами.

Портик и галерея

Как и во всех византийский базиликах, в соборе Святого Марка есть портик, который служит прихожей перед входом в саму церковь. Мозаики куполов и арок портика датируются 13-м веком, кроме изображения Святого Марка, которое добавили в декор свода в 1545 году.

Они изображают (справа налево): Сотворение Мира, Каина и Авеля, Ноев Ковчег, Вавилонскую башню и истории Авраама, Иосифа и Моисея.

Каждый из трех порталов, ведущих в собор, обрамлен мраморными колоннами с богато украшенными капителями (6-9 века). В правом портале есть бронзовая дверь (10 век), покрытая серебряными надписями на греческом языке. Во внешней стене установлены Гробницы дожей, относящиеся к 12 веку.

Над портиком находится открытая галерея. До 1981 года там стояли четыре знаменитых бронзовых коня, смотря вниз на площадь Святого Марка. 

Когда-то они были частью квадриги, вывезенной из Константинополя. После падения Константинополя дож Энрико Дандоло привез лошадей в Венецию в качестве военного трофея.

В 1797 году Наполеон конфисковал статую и увез в Париж. Но в 1815 году они были возвращены в Венецию. Оригинальные фигуры лошадей можно увидеть в соборе в музее Марчиано. Те, что сейчас находят снаружи – это их копии.

Собор Сан Марко внутри

Собор Святого Марка буквально переполнен различными сокровищами, поэтому очень трудно выбрать какую-то одну изюминку. Но мозаики — это первое зрелище, от которого захватывает дух. Вместе с очертаниями собора эти мозаики создают непосредственный образ византийского стиля, несмотря на то, что в интерьере присутствует большое разнообразие других архитектурных стилей от классического до 19-го века.

В соборе Святого Марка прослеживается главный принцип византийской архитектуры — разделять форму и функцию церкви на земную и небесную части. Святой Марк, изображенный на золотой мозаике над центральным входом, определенно возвышается над земными границами, отражаясь в небесном сиянии крошечных цветных стеклянных кусочков и золотых листьев.

Каждый из пяти куполов, опирающихся на огромные колонны, достигает в диаметре почти 13 метров и имеет 16 окон. Общая площадь золотых мозаик, покрывающих купола, составляет 4240 квадратных метров. Благодаря этим роскошным мозаикам собор Святого Марка называют «Золотая базилика».

Мозаики в Соборе Святого Марка

Большинство купольных мозаик созданы между 1160 и 1200 годами, самая древняя из них находится над хором. Лучший вид на них открывается с галереи, рядом с музеем.

На мозаике первого от входа купола изображен голубь, символ Святого Духа, в окружении апостолов. Центральный купол изображает Иисуса Христа в окружении звезд и деву Марию, стоящую между двумя херувимами и апостолами. В капелле Сан-Джованни, над северным трансептом, находятся мозаики 12-го века, изображающие картины из жизни святого Иоанна.

Сокровищница собора Святого Марка

Вход в Сокровищницу находится в южном трансепте. Её коллекция состоит из драгоценностей, привезенных венецианцами из Константинополя в 1204 году.

В настоящее время в Сокровищнице хранится 283 драгоценных предмета, включая золото, серебро и других драгоценностей. Несмотря на то, что она была разграблена Наполеоновскими войсками и некоторые из её сокровищ были проданы в качестве платы за реставрацию, которая была необходима собору в начале 1800-х годов.

Сокровищница все равно является одной из самых главных и богатых церковных хранилищ драгоценностей в Европе.

Среди награбленного в Константинополе добра было 110 золотых и серебряных византийских реликвариев (вместилища для хранения церковных реликвий), украшенных драгоценными камнями, работы 11-13 веков.

Византийские иконы из золота и серебра, чаши, стеклянная посуда, творения исламского искусства, венецианская филигрань, золотое шитье, позже добавились подарки от пап, европейских правителей и дожей — все это входит в экспозицию Сокровищницы.

Обязательно обратите внимание на такие интересные экспонаты:

  • роскошный трон дожей;
  • две красивые лампы из хрусталя в форме рыб;
  • амфора, вырезанные из целого куска восточного агата;
  • чаши, украшенные перегородчатой эмалью;
  • иконы Архангела Михаила и сосуд для сжигания благовоний в форме храма с пятью куполами.

Пала д’Оро (Pala d’Oro) — Золотой алтарь

Когда вы будете стоять перед Пала д’Оро в соборе Святого Марка, вы сразу поймете, почему он считается одним из самых грандиозных примеров византийского религиозного искусства. Длина алтаря 3,45 метра, высота — 1,4 метра, это один из лучших алтарей во всей Европе. Самые древние его части — круглые золотые и эмалевые пластины на ободе.

Над созданием алтаря трудились как венецианские мастера, так и мастеров из Константинополя. Сложная работа продолжалась на протяжении пяти веков, добавлялись все новые и новые элементы. В результате мастера создали золотой алтарь, украсив его эмалированными медальонами, изображающими жизнь Христа, жизнь Святого Марка и другие библейские темы.

Нижняя часть с эмалевыми миниатюрами, рассказывающими о жизни Святого Марка, датируется 1102-1118 годами.

Верхняя часть, которая предположительно прибыла из Константинополя после 1204 года, содержит серию изображений из шести церковных праздников, расположенных по сторонам от центральной фигуры Архангела Михаила.

Последние элементы были добавлены между 1343 и 1345 годами, когда дож Дандоло поручил двум венецианским ювелирам изготовить 2 рамы – одну верхнюю в романском стиле, вторую нижнюю в готическом стиле, и украсить их двумя тысячами драгоценных и полудрагоценных камней.

Мраморный пол в соборе

Подобно тому, как купола и потолок изображают Небесное Царство, церковь Святого Марка следует византийским церковным архитектурным принципам и в создании пола, символизируя его с земным миром.

Мраморные рисунки покрывают 2,099 квадратных метров пола. Среди мозаик пола, сделанных из крошечных кусочков мрамора и даже стекла, можно увидеть как сложные геометрические фигуры, так и замысловатые изображения животных и растений.

Отели в центре Венеции

Мы рекомендуем остановиться в следующих отелях, расположенных в пешей доступности от собора Святого Марка. Неудивительно, что ближайшие к собору отели относятся к числу более дорогих, обычно они расположенных в бывших дворцах дожей и других важных семей.

  • Например, роскошный отель Gritti Palace — когда-то был домом венецианского дожа; большие, богато обставленные номера с видом на Гранд-Канал.
  • Отель Londra Palace находится в нескольких минутах ходьбы от Гранд-Канала, номера с балконами с видом на венецианскую лагуну, рядом с остановкой вапоретто San Zaccaria, куда прибывают катера из аэропорта.
  • Отель Corte Di Gabriela, расположенный в районе Сан-Марко, чуть дальше от собора, но недалеко от остановки вапоретто San Angelo. В некоторых номерах потолки украшены роскошными фресками.
  • Элегантный и роскошный бутик-отель Al Ponte Antico расположен в отреставрированном здании 16 века с видом на Гранд-Канал, недалеко от района Риальто и в нескольких минутах ходьбы от площади Святого Марка.
  • Отель Hotel da Bruno — находится в 10 минутах ходьбы от площади Святого Марка, к вашим услугам просторные апартаменты которого оборудованы мини-кухней.
  • В семейном отеле Dalla Mora вам предложат на выбор номера с собственной или с общей ванной комнатой. Отель с террасой с видом на Гранд-Канал.

Если вы ищите более бюджетные варианты или еще не определились где лучше остановиться в Венеции, можете прочитать нашу статью тут.

Советы по посещению собора Святого Марка

  1. Собора Святого Марка это одна из главных достопримечательностей Венеции, поэтому будьте готовы к тому, что вам придется стоять в очереди. Лучшее время для посещения собора — раннее утро или около полудня, когда туристические группы отправляются на обед.
  2. Один из способов избежать очередей на входе и быть уверенным, что вы увидите все основные достопримечательности в соборе, это заказать экскурсию «Собор Святого Марка и Дворец Дожей (без очереди на входе)»н. Вы без очереди пройдете в собор, и профессиональный гид расскажет вам много интересного о мозаиках, золотых изделиях, искусстве и других сокровищах, а также укажет на архитектурные особенности собора и памятников вокруг площади Святого Марка и в других местах Венеции.
  3. Рюкзаки и другой багаж можно оставить в камере хранения в концертном зале Ateneo San Basso, расположенном на площади Piazzetta dei Leoncini.

Как добраться до собора Святого Марка

Воспользуйтесь водным катером вапоретто (водный общественный транспорт в Венеции), который останавливаются на Сан-Марко (San Marco) или на Сан-Заккария (San Zaccaria) – это ближайшие к собору остановки. Если пешком — уличные знаки по всему городу укажут вам путь на площадь Святого Марка.

Читайте также наши другие статьи о Венеции: