История Гранд Канала

Считается, что Большой Канал находится на месте древней реки, возможно, он является ответвлением реки Брента, впадающей в венецианскую лагуну.

Данные показывают, что небольшие поселения, возможно, еще до римской эпохи жили рядом с этим районом, который в древности назывался «Rio Businiacus». Под властью Римской, а затем и Византийской империи, лагуна стала населенной и вскоре уже играла важную роль.

Политическая и экономическая мощь Венеции быстро росла. Как следствие, в начале 9-го века дож решает перебираться из города Маламокко в более надежный район «Rivoaltus» (в наше время – Риальто — группа остров в венецианской лагуне), в город Лидо. Здесь Венецианская республика была в безопасности и могла процветать. Именно это решение явилось началом жизни города Венеция.

Венецианцы успешно управляли своими незначительными средствами и сосредоточились на торговле. В этом отношении Венецианская лагуна имела важное значение, поскольку она обеспечивала защиту от врагов, а Гранд-канал был идеальным терминалом для торговли через моря.

Первые венецианские поселения возникли именно в районе Риальто, который сразу же стал центром торговли.

Со временем власть и богатство Венеции выросли настолько, что Риальто стал самым важным рынком на торговых площадках Европы. Это первенство длилось веками!

Суда, наполненные товарами, весом более 400 тонн, плыли вдоль Гранд-канала в район Риальто и потом обратно. На самом деле Венеция была еще и главным центром торговли Средиземноморья.

Поэтому неудивительно, что Гранд Канал стал также местом рождения «Фондачи» — больших зданий, выступающих в качестве складов и гостиниц для сотен торговцев, приезжающих со всех концов света.

Сегодня Гранд Канал по-прежнему является самым главным и самым оживленным каналом в Венеции. Утром рабочие лодки курсируют по нему, чтобы привезти фрукты, овощи и рыбу на рынок Риальто или доставить товары и посылки.

В течение дня по Гранд Каналу плавают гондолы и водные такси. Туристы любят кататься по Гранд Каналу, чтобы насладиться красивыми видами города, а также полюбоваться на самый впечатляющий дворец в Венеции. Некоторые частные лодки также курсируют по Гранд Каналу, но они составляют лишь небольшой процент трафика.

Но Гранд Канал является не просто водной дорогой. В течение года его используют также для проведения некоторых местных праздников!

Именно здесь проходят такие крупные события, как историческая регата (на фото выше) и Карнавал гребного клуба, а также другие мероприятия, например, регата делла Бефана и гонки Санты, а еще венецианские пикники  на лодках с большим количеством еды и с музыкой.

Форма Гранд Канала

Итальянцы называют его просто Гранд Канал. А сами венецианцы — «Canalazzo». Название произошло от сочетания двух итальянских слов «canal» — канал и «palazzo» — дворец. Это связано с тем, что вдоль всего канала сосредоточены самые красивые здания города, большинство из которых дворцы.

Гранд Канал является самым важным водным путем Венеции. Если вы посмотрите на карту Венеции, Гранд-канал предстанет перед вами в виде перевернутой буквы «S». Этот канал проходит через центр Венеции и делит город, напоминающий по форме рыбу, на две части.

Форма канала менялась на протяжении всего времени, начиная от первых поселений и вплоть до современных дней. Дренажи указывают, что город постепенно стал компактнее, а канал — уже.

Исследования показывают, что первоначальный Гранд Канал был шире и протекал между небольшими, соединенными деревянными мостами, островками, подверженными постоянным приливам.

 

Мосты через Гранд Канал в Венеции

Из-за своей ширины, только 4 моста пересекают Гранд-Канал. Каждый мост был построен в разные эпохи и имеет совершенно разный стиль. Давайте узнаем о них побольше!

Мост Конституции

Мост Конституции — это самый молодой мост на Гранд-Канале, построенный в 2008 году. Известен также под именем Мост Калатравы благодаря имени Сантьяго Калатрава, испанского архитектора, который разработал проект моста.

Этот мост соединяет железнодорожный вокзал Санта Лючия и Пьяцалле Рома — последнее место в Венеции, куда можно доехать на наземном транспорте.

После его строительства стало намного удобнее добираться из одного района в другой, экономя при этом немного времени.

Тем не менее, это самый нелюбимый мост для самих венецианцев, который вызывает множество споров. На это есть 3 причины:

  1. Во-первых, на строительство моста было потрачено намного больше денег, чем ожидалось.
  2. Во-вторых, мост не оптимизирован для мягкой почвы Венеции, и этот факт влияет на стабильность самого моста.
  3. В-третьих, его конструкция со стеклянными ступенями делает его чрезвычайно скользким и, следовательно, опасным для пешеходов, как зимой, так и летом.

Мост Скальци

Мост Скальци (с итальянского «Босоногий мост») расположен чуть левее железнодорожного вокзала. Так же как и мост Конституции, мост Скальци соединяет район Каннареджо с районом Санта-Кроче.

До строительства Моста Коснтитуции, Мост Скальци был последним мостом, построенном на Гранд-Канале.  В 1934 году он был установлен для замены старого железного моста.

Мост Риальто

Мост Риальто расположен в середине Гранд-Канала в самой узкой его части. Это самый известный мост Венеции, а во времена Венецианской республики он был единственным, который соединял 2 берега Гранд Канала.

Мост Риальто соединил политическое сердце Венеции в районе Сан-Марко с экономическим центром города в районе Сан-Поло.

Первая конструкция на этом месте появилась в 1250 году и была построена из дерева. Это был разводной мост, что позволяло высоким парусным судам проплывать по всей длине Гранд-Канала до района Риальто, который в те времена был одновременно и рынком, и портом города.

На протяжении веков деревянный мост претерпевал разные изменения, в том числе несколько раз был сильно поврежден.

Наконец, в 1591 году на месте разрушенного деревянного моста архитектор Антонио да Понте построил новый мост Риальто полностью из камня, и нам повезло, что мы можем любоваться им по сей день.

Мост Академии

Самый южный и последний мост на Гранд-Канале — это Мост Академии — это единственный деревянный мост в Венеции.

Своим именем мост обязан близлежащему художественному музею Галерее Академии, который была основана в Венеции в 1807 году.

Впервые о строительстве моста заговорили во времена Венецианской республики в 1488 году. Он был необходим для того, чтобы соединить районы Дорсодуро и Сан-Марко.

Но прошло почти 400 лет, прежде чем в 1854 году во время австрийской оккупации Венеции появилась первая версия Моста Академии, сделанная из стали.

Однако в 1933 году стальной мост австрийского производства был разрушен и на его месте построен деревянный мост

Поскольку дерево нуждается в большем уходе, чем камень, Мост Академии требует постоянной реконструкции. В 1986 году мост полностью снесли и заменили на новый с сохранением конструкции и внешнего вида старого моста.

Последняя реконструкция Моста Академии состоялась в 2017-2018 годах.

Архитектурные строения на Гранд Канале

Гранд Канал знаменит во всем мире своими многовековыми дворцами, стоящими по обе стороны от воды. Большинство из них датируются 13-18 веками.

Эти великолепные здания являются показателем богатства венецианских семей во времена могущественной Венецианской республики.

Дворцы в Венеции на Большом Канале

Дворцы на Гранд Канале принадлежат к разным временам, стилям и движениям. Эти дворцы (или как ещё называют палаццо) в прошлые времена служили домами для богатых и знатных венецианских семей. Сегодня только несколько семей живут в дворцах на Гранд Канале.

Все дворцы вдоль канала очень красивы и обусловлено это одним забавным фактом — владельцы конкурировали между друг другом и старались построить самое лучшие здание.

Каждая семьи хотела, чтобы её палаццо был самым красивым, самым впечатляющим и самым богатым в округе. Это желание и постоянная работа по отделке и улучшению дворца были своего рода соревнованием, в котором принимали участие все богатые венецианские семьи. И в конце концов это соперничество очень положительно повлияло на внешний вид зданий на Гранд Канале.

После распада Венецианской республики в 1797 году многие венецианские семьи потеряли большую часть своей экономической власти. Естественно, после этого постоянная гонка за лучший дворец на Гранд Канале закончилась.

В отдельных случаях нехватка финансовых средств привела к тому, что некоторые здания остались незавершенными. Например, фасад церкви Сан-Маркуола и знаменитый Палаццо Веньер деи Леони.

После того, как Венецианская республика распалась, несколько исторических дворцов были снесены. Оставшиеся здания были переоборудованы для других целей. Их внешний вид, однако, сохранился.

Сегодня на Гранд-Канале живет всего несколько человек. Большинство дворцов, которые можно здесь увидеть, теперь являются либо гостиницами, либо музеями, либо административными зданиями.

До конца 20-го века многие известные дворцы принадлежали городу, или стране, или каким-либо итальянским организациям. Но дворцы — это не единственный вид зданий, которые можно найти на Гранд-Канале.

Фондако в Венеции

Другим типичным зданием, которое можно встретить вдоль берегов Гранд Канала в Венеции (кроме дворцов) является «фондако».

Фондако — это здание, служившее одновременно складом и домом для иностранных купцов в Венеции.

В Венеции сохранилось 2 больших фондако:

Фондако деи Турки

Датируется 13 веком. В 19 веке прошла капитальная реставрация и в настоящее время здесь находится музей естественной истории.

Фондако деи Тедески

Было построено для проживания немецких торговцев и хранения их товаров. Впечатляющие размеры Фондако-деи-Тедески дают хорошее представление о количестве иностранных торговцев, работающих в Венеции.

По мере того как Венеция становилась все более серьезным центром торговли, число иностранных купцов, работающих здесь, увеличивалось. Следовательно, так же как выросло и число таких зданий.

Венецианская республика высоко ценила свой фондако. Потому что на самом деле, с одной стороны, здание обеспечивал купцов одновременно и помещением для склада и жильем. А с другой стороны, они облегчали республике контроль над торговой деятельностью в Венеции и обязывали к уплате налогов.

Крыльцо фондако выходило прямо на берег канала, что облегчало разгрузку судов. Здесь товары можно было вытащить из лодки и отнести в коридор, окруженный складскими помещениями, или во внутренний двор позади здания.

На первом этаже находилась большая лоджия с залом зал, откуда можно было попасть в купеческие комнаты. Таким образом, фасад состоит из открытого центрального участка и из двух сплошных частей по сторонам. Низкий мезонин с офисными помещениями занимал еще два этажа.

Размер Гранд Канала

Всякий раз, когда туристы и гости Венеции видят Гранд Канал (Большой канал), им на ум приходят 3 вопроса: какая его длина, какая глубина, и какая ширина?

  • Длина Гранд Канала составляет примерно 3,8 км;
  • Ширина не фиксирована и варьируется на протяжении всей его длины. Самая узкая часть — 30 м, а самая широкая — 90 метров;
  • Глубина в среднем около 5 метров. Однако, как и ширина, глубина также меняется вдоль всего канала.

В какую сторону течет вода в Гранд Канале

Вода в Гранд Канале поступает из окружающей Венецианской лагуны, которая в свою очередь напрямую соединена с Адриатическим морем.

Поэтому в Венеции, как на море, есть приливы и отливы. Так что каждый раз, когда прилив сменяется отливом и наоборот, меняется и направление течения во всех каналах Венеции. Это происходит примерно каждые 6 часов.

Гранд Канал в Венеции ночью

Экскурсия по Гранд Каналу в Венеции

Прогулка на лодке по Гранд Каналу — это всегда невероятный эмоции, даже для венецианца, поэтому обязательно советую прокатиться хотя бы раз.

Чтобы посмотреть Гранд Канал с воды, вы можете арендовать катер или сесть на общественный транспорт вапоретто.

Если вы хотите заказать индивидуального гида по Венеции, чтобы узнать больше о городе и о венецианцах, то можете это сделать здесь.

Читайте наши другие статьи о Венеции:

  1. Лучшие достопримечательности Венеции
  2. Где остановиться в Венеции