Гранд Канал в Венеции: всё, что вам нужно знать о нём

Достопримечательности Венеции

Гранд Канал – это самый известный и самый главный канал в Венеции. Этот канал единственный, который проходит через весь город, поэтому он является главной водной улицей города.

Гранд Канал в Венеции

Размер Гранд Канала

Всякий раз, когда туристы и гости Венеции видят Гранд Канал, им на ум приходят 3 вопроса: какая его длина, какая глубина, и какая ширина?

  • Длина Гранд Канала составляет примерно 3,8 км;
  • Ширина не фиксирована и варьируется на протяжении всей его длины. Самая узкая часть – 30 м, а самая широкая – 90 метров;
  • Глубина в среднем около 5 метров. Однако, как и ширина, глубина также меняется вдоль всего канала.

В какую сторону течет вода в Гранд Канале

Вода в Гранд Канале поступает из окружающей Венецианской лагуны, которая в свою очередь напрямую соединена с Адриатическим морем.

Поэтому в Венеции, как на море, есть приливы и отливы. Так что каждый раз, когда прилив сменяется отливом и наоборот, меняется и направление течения во всех каналах Венеции. Это происходит примерно каждые 6 часов.

Форма Гранд Канала

Итальянцы называют его просто Гранд Канал. А сами венецианцы – «Canalazzo». Название произошло от сочетания двух итальянских слов «canal» – канал и «palazzo» – дворец. Это связано с тем, что вдоль всего канала сосредоточены самые красивые здания города, большинство из которых дворцы.

Гранд Канал является самым важным водным путем Венеции. Если вы посмотрите на карту Венеции, Гранд-канал предстанет перед вами в виде перевернутой буквы «S». Этот канал проходит через центр Венеции и делит город, напоминающий по форме рыбу, на две части.

Гранд Канал в Венеции: всё, что вам нужно знать о нём

Форма канала менялась на протяжении всего времени, начиная от первых поселений и вплоть до современных дней. Дренажи указывают, что город постепенно стал компактнее, а канал – уже.

Исследования показывают, что первоначальный Гранд Канал был шире и протекал между небольшими, соединенными деревянными мостами, островками, подверженными постоянным приливам.

История Гранд Канала

Считается, что Гранд Канал находится на месте древней реки, возможно, он является ответвлением реки Брента, впадающей в венецианскую лагуну.

Данные показывают, что небольшие поселения, возможно, еще до римской эпохи жили рядом с этим районом, который в древности назывался «Rio Businiacus». Под властью Римской, а затем и Византийской империи, лагуна стала населенной и вскоре уже играла важную роль.

Политическая и экономическая мощь Венеции быстро росла. Как следствие, в начале 9-го века дож решает перебираться из города Маламокко в более надежный район «Rivoaltus» (в наше время – Риальто – группа остров в венецианской лагуне), в город Лидо. Здесь Венецианская республика была в безопасности и могла процветать. Именно это решение явилось началом жизни города Венеция.

Венецианцы успешно управляли своими незначительными средствами и сосредоточились на торговле. В этом отношении Венецианская лагуна имела важное значение, поскольку она обеспечивала защиту от врагов, а Гранд-канал был идеальным терминалом для торговли через моря.

Гранд Канал в Венеции: всё, что вам нужно знать о нём

Первые венецианские поселения возникли именно в районе Риальто, который сразу же стал центром торговли.

Со временем власть и богатство Венеции выросли настолько, что Риальто стал самым важным рынком на торговых площадках Европы. Это первенство длилось веками!

Суда, наполненные товарами, весом более 400 тонн, плыли вдоль Гранд-канала в район Риальто и потом обратно. На самом деле Венеция была еще и главным центром торговли Средиземноморья.

Поэтому неудивительно, что Гранд Канал стал также местом рождения «Фондачи» – больших зданий, выступающих в качестве складов и гостиниц для сотен торговцев, приезжающих со всех концов света.

Гранд Канал в Венеции

Сегодня Гранд Канал по-прежнему является самым главным и самым оживленным каналом в Венеции.

Утром рабочие лодки курсируют по нему, чтобы привезти фрукты, овощи и рыбу на рынок Риальто или доставить товары и посылки.

В течение дня по Гранд Каналу плавают гондолы и водные такси. Туристы любят кататься по Гранд Каналу, чтобы насладиться красивыми видами города, а также полюбоваться на самый впечатляющий дворец в Венеции. Некоторые частные лодки также курсируют по Гранд Каналу, но они составляют лишь небольшой процент трафика.

Регатта на Гранд Канале в Венеции

Но Гранд Канал является не просто водной дорогой. В течение года его используют также для проведения некоторых местных праздников!

Именно здесь проходят такие крупные события, как историческая регата (на фото выше) и Карнавал гребного клуба, а также другие мероприятия, например, регата делла Бефана и гонки Санты, а еще венецианские пикники  на лодках с большим количеством еды и с музыкой.

Мосты Гранд Канала

Из-за своей ширины, только 4 моста пересекают Гранд-Канал. Каждый мост был построен в разные эпохи и имеет совершенно разный стиль. Давайте узнаем о них побольше!

Мост Конституции

Мост Конституции – это самый молодой мост на Гранд-Канале, построенный в 2008 году. Известен также под именем Мост Калатравы благодаря имени Сантьяго Калатрава, испанского архитектора, который разработал проект моста.

Мост Конституции в Венеции

Этот мост соединяет железнодорожный вокзал Санта Лючия и Пьяцалле Рома – последнее место в Венеции, куда можно доехать на наземном транспорте.

После его строительства стало намного удобнее добираться из одного района в другой, экономя при этом немного времени.

Тем не менее, это самый нелюбимый мост для самих венецианцев, который вызывает множество споров. На это есть 3 причины:

  1. Во-первых, на строительство моста было потрачено намного больше денег, чем ожидалось.
  2. Во-вторых, мост не оптимизирован для мягкой почвы Венеции, и этот факт влияет на стабильность самого моста. Поэтому он постоянно должен находиться под контролем.
  3. В-третьих, его конструкция со стеклянными ступенями делает его чрезвычайно скользким и, следовательно, опасным для пешеходов, как зимой, так и летом.

Мост Скальци

Мост Скальци (с итальянского «Босоногий мост») расположен чуть левее железнодорожного вокзала. Так же как и мост Конституции, мост Скальци соединяет район Каннареджо с районом Санта-Кроче.

Мост Скальци в Венеции

До строительства Моста Коснтитуции, Мост Скальци был последним мостом, построенном на Гранд-Канале.  В 1934 году он был установлен для замены старого железного моста.

Мост Риальто

Мост Риальто расположен в середине Гранд-Канала в самой узкой его части. Это самый известный мост Венеции, а во времена Венецианской республики он был единственным, который соединял 2 берега Гранд Канала.

Мост Риальто соединил политическое сердце Венеции в районе Сан-Марко с экономическим центром города в районе Сан-Поло.

Мост Риальто в Венеции

Первая конструкция на этом месте появилась в 1250 году и была построена из дерева. Это был разводной мост, что позволяло высоким парусным судам проплывать по всей длине Гранд-Канала до района Риальто, который в те времена был одновременно и рынком, и портом города.

На протяжении веков деревянный мост претерпевал разные изменения, в том числе несколько раз был сильно поврежден.

Наконец, в 1591 году на месте разрушенного деревянного моста архитектор Антонио да Понте построил новый мост Риальто полностью из камня, и нам повезло, что мы можем любоваться им по сей день.

Мост Академии

Самый южный и последний мост на Гранд-Канале – это Мост Академии – это единственный деревянный мост в Венеции.

Своим именем мост обязан близлежащему художественному музею Галерее Академии, который была основана в Венеции в 1807 году.

Мост Академии в Венеции

Впервые о строительстве моста заговорили во времена Венецианской республики в 1488 году. Он был необходим для того, чтобы соединить районы Дорсодуро и Сан-Марко.

Но прошло почти 400 лет, прежде чем в 1854 году во время австрийской оккупации Венеции появилась первая версия Моста Академии, сделанная из стали.

Однако в 1933 году стальной мост австрийского производства был разрушен и на его месте построен деревянный мост.

Поскольку дерево нуждается в большем уходе, чем камень, Мост Академии требует постоянной реконструкции. В 1986 году мост полностью снесли и заменили на новый с сохранением конструкции и внешнего вида старого моста.

Последняя реконструкция Моста Академии состоялась в 2017-2018 годах.

Архитектурные строения на Гранд Канале

Гранд Канал знаменит во всем мире своими многовековыми дворцами, стоящими по обе стороны от воды. Большинство из них датируются 13-18 веками.

Эти великолепные здания являются показателем богатства венецианских семей во времена могущественной Венецианской республики.

Дворцы

Дворцы на Гранд Канале принадлежат к разным временам, стилям и движениям. Эти дворцы (или как ещё называют палаццо) в прошлые времена служили домами для богатых и знатных венецианских семей. Сегодня только несколько семей живут в дворцах на Гранд Канале.

Все дворцы вдоль канала очень красивы и обусловлено это одним забавным фактом – владельцы конкурировали между друг другом и старались построить самое лучшие здание.

Каждая семьи хотела, чтобы её палаццо был самым красивым, самым впечатляющим и самым богатым в округе. Это желание и постоянная работа по отделке и улучшению дворца были своего рода соревнованием, в котором принимали участие все богатые венецианские семьи. И в конце концов это соперничество очень положительно повлияло на внешний вид зданий на Гранд Канале.

Дворцы вдоль Гранд Канала в Венеции

После распада Венецианской республики в 1797 году многие венецианские семьи потеряли большую часть своей экономической власти. Естественно, после этого постоянная гонка за лучший дворец на Гранд Канале закончилась.

В отдельных случаях нехватка финансовых средств привела к тому, что некоторые здания остались незавершенными. Например, фасад церкви Сан-Маркуола и знаменитый Палаццо Веньер деи Леони. Последний стал домом-музеем американского коллекционера Пегги Гуггенхайм.

После того, как Венецианская республика распалась, несколько исторических дворцов были снесены. Оставшиеся здания были переоборудованы для других целей. Их внешний вид, однако, сохранился.

Гранд Канал в Венеции

Сегодня на Гранд-Канале живет всего несколько человек. Большинство дворцов, которые можно здесь увидеть, теперь являются либо гостиницами, либо музеями, либо административными зданиями.

До конца 20-го века многие известные дворцы принадлежали городу, или стране, или каким-либо итальянским организациям.

Но дворцы – это не единственный вид зданий, которые можно найти на Гранд-Канале.

Фондако

Другим типичным зданием, которое можно встретить вдоль берегов Гранд Канала в Венеции (кроме дворцов) является «фондако».

Фондако – это здание, служившее одновременно складом и домом для иностранных купцов в Венеции.

По мере того как Венеция становилась все более серьезным центром торговли, число иностранных купцов, работающих здесь, увеличивалось. Следовательно, так же как выросло и число таких зданий.

Венецианская республика высоко ценила свой фондако. Потому что на самом деле, с одной стороны, здание обеспечивал купцов одновременно и помещением для склада и жильем. А с другой стороны, они облегчали республике контроль над торговой деятельностью в Венеции и обязывали к уплате налогов.

Фондако в Венеции

Крыльцо фондако выходило прямо на берег канала, что облегчало разгрузку судов. Здесь товары можно было вытащить из лодки и отнести в коридор, окруженный складскими помещениями, или во внутренний двор позади здания.

На первом этаже находилась большая лоджия с залом зал, откуда можно было попасть в купеческие комнаты. Таким образом, фасад состоит из открытого центрального участка и из двух сплошных частей по сторонам. Низкий мезонин с офисными помещениями занимал еще два этажа.

В Венеции сохранилось 2 больших фондако:

  • Фондако деи Турки (фото выше) датируется 13 веком . В 19 веке прошла капитальная реставрация и в настоящее время здесь находится музей естественной истории.
  • Фондако деи Тедески (фото ниже) было построено для проживания немецких торговцев и хранения их товаров. Впечатляющие размеры Фондако-деи-Тедески дают хорошее представление о количестве иностранных торговцев, работающих в Венеции.
Фондако в Венеции

Экскурсия по Гранд Каналу

Прогулка на лодке по Гранд Каналу – это всегда невероятный эмоции, даже для венецианца, поэтому обязательно советую прокатиться хотя бы раз.

Чтобы посмотреть Гранд Канал с воды, вы можете арендовать катер или сесть на общественный транспорт вапоретто.

Подробнее про вапоретто и как им пользоваться я рассказывал в этой статье.

Если вы хотите заказать индивидуального гида по Венеции, чтобы узнать больше о городе и о венецианцах, то можете это сделать здесь.

Александр Мельник

Привет! Меня зовут Александр, я живу в Италии и делюсь полезной информацией об этой стране. Каждая статья это мой личный опыт, который вы можете применить на практике.

Оцените автора
( 3 оценки, среднее 5 из 5 )
Добавить комментарий