История строительства

Кафедральный собор Санта Мария дель Фьоре – это архитектурный комплекс и включает в себя несколько строений.

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре был заложен в 1296 году. Проект нового собора был весьма дорогостоящим, но городские власти и процветающие гильдии суконщиков и ткачей решили взять на себя расходы. Но строительство оказалось не только дорогим, но и очень долгим.
Строительство Собора поручили Арнольфо ди Камбио, крупнейшему тосканскому архитектору рубежа XIII—XIV столетий.

В архитектуре этой францисканской церкви сказались новые строительные идеи, наиболее ярко проявившиеся в зодчестве Флоренции. Еще более смелые новшества ввел Арнольфо в проект собора Санта Мария дель Фьоре, используя в своем проекте элементы как нормандской, так и готической архитектуры.

Купол Флорентийского собора – одно из самых грандиозных архитектурных свершений эпохи Возрождения. В средневековой Европе совершенно не умели возводить большие купола, поэтому итальянцы той поры взирали на древнеримский Пантеон с восхищением и завистью.

Первыми были построены широкий центральный неф, боковые нефы и восьмиугольный барабан в восточной части собора. В 1302 году Арнольфо ди Камбио скончался. После смерти главного архитектора Дуомо работы были приостановлены почти на тридцать лет.

Строительство возобновилось лишь в 1334 году с назначением на должность главного архитектора собора великого флорентийского художника Проторенессанса – Джотто ди Бондоне.

Джотто сосредоточил все свои силы на колокольне – кампанилле. Он скончался в 1337 году, так и не завершив ее строительство. Вновь возобновленное в 1355 году строительство собора за десять лет позволило дорасти зданию до сводов.

Купол Санта Мария дель Фьоре

После сорокалетнего простоя, работу над куполом доверили Филиппо Брунеллески. Трудность возведения купола заключалась не только в огромных размерах перекрываемого пролета, но и в необходимости возвести его без лесов на высоком восьмиугольном барабане с относительно небольшой толщиной стен.

Филиппо Брунеллески изобрел специальные подъемные механизмы для ежедневного подъема наверх около шести тонн материалов. Брунеллески понимал, что возведение купола сопряжено с дополнительные нагрузками, и все его усилия были направлены на максимальное облегчение веса.

Гений Брунеллески в том, что он, не будучи архитектором, сумел понять законы организации форм, перераспределения и передачи нагрузок.

Облегчение веса свода достигнуто устройством пустотелого купола с двумя оболочками, одна из которых является несущей, а верхняя – ограждающей.

Идея постройки двухслойного каркаса, укрепленного ребрами — это новаторское инженерное решение по расчленению несущих и ограждающих конструкций. Купол крупный красного цвета, расчленен только белыми каркасными ребрами.

Никакого декора, все предельно просто. Но эта простота достигается невероятной сложностью решения всех частей купола. Брунеллески как конструктор нашел правильный изгиб ребер – стрелу свода в 60 градусов, которая обладает наибольшей прочностью. Технической находкой является способ кладки.

Кирпичи располагаются не горизонтально, а с наклоном внутрь, при этом центр тяжести свода оказывается внутри купола.

Вес купола без тяжелого мраморного фонаря около девяти тысяч тонн, его диаметр составляет 42 м, высота 91 м от пола собора. В 1436 году купол, состоящий из четырех миллионов кирпичей, был завершен. В 1446 году на крыше появилась лантерна.

Санта Мария дель Фьоре внутри

Внутренне убранство храма Дуомо наполнено витражами, созданными знаменитыми флорентийскими скульпторами и художниками. Многие из них были созданы в XV веке.

Кроме этого на внутренних стенах купола сохранились фрески, датируемые XVI веком, на которых изображена сцена «Страшного суда».
Также на этих витражах и фресках изображены «отцы» собора – Данте Алигьери, Джотто, Николо да Толлентино, Джованни Акуто.
Также собор украшают часы, датированные 1443 годом, над которым трудился Уччело. Особенность этих часов в том, что их стрелки движутся не справа налево, а наоборот.

Видео обзор

Архитектурное решение Брунеллески заставило усомниться в его реализации, но он сумел доказать, что это возможно! Как строили купол: тонкости покажет видео.

 

Как добраться

Удобнее и быстрее всего добираться сюда, воспользовавшись автобусными маршрутами №6, 14, 17, 22, 23, 36, 37, а также 71. Если же вы прибыли во Флоренцию на поезде, прогулка от железнодорожного вокзала до собора займет у вас не более пятнадцати минут.

Полезная информация

  • Адрес: Флоренция, Via della Canonica, 1 | Piazza del Duomo
  • Часы работы: Собор пн-вс  10:00-17:00, Купол пн-вс  08:30-19:00, Колокольня пн-вс 08:15-19:00
  • Стоимость билета единый на все музеи – 15 евро смотровая площадка – 6 евро (входит в стоимость единого билета)